Как создаются онлайн-курсы и почему за ними будущее
По данным аналитиков, уровень спроса на образование через Интернет-технологии вырос в 8-10 раз. В чем секрет популярности обучения онлайн? И насколько легко и просто делать курсы для удаленного преподавания? На самом деле все авторы говорят о том, что это вовсе не так просто, как кажется со стороны. Однако плюсы такого образовательного формата превалируют, что объясняет его победное шествие по планете. В этом плане важно выбирать курсы и программы внимательно, не покупать некачественные курсы у сомнительных преподавателей.
Как создаются онлайн-курсы?
Во время карантина на фоне распространения коронавирусной инфекции почти весь мир перешел на форму удаленного офиса и обучения на дистанционной основе. Школьники и студенты массово стали обучаться через Интернет, многие столкнулись с массой трудностей в этом отношении. Тем не менее, обучение онлайн имеет свои бонусы. Чем такие курсы лучше от стандартного очного процесса?
ДОТ (так сокращенно называют дистанционные образовательные технологии) – современный метод и формат коммуникации между детьми и преподавателями на любом этапе получения образования. А в период антивирусных ограничений эти технологии стали полноценной альтернативой для детей в школах по всей России. Но применялся онлайн-формат и раньше.
Исторически такое обучение существует… сотни лет. Раньше можно было учиться в формате переписки со своим учителем, другое дело, что это занимало больше времени. И только появление Интернета внесло истинную революцию в педагогический процесс. Теперь обучение стало интереснее, эффективнее, разнообразнее. И доступнее – можно не выезжать в другой город и получить диплом вуза на дому. Целые онлайн-школы стали альтернативными учреждениями взамен традиционных.
Главное отличие онлайн-преподавания – в качестве курсов, если сравнивать со «школьной удаленкой». Дистанционные уроки в сложный период карантина были вынужденной мерой, и адаптировать быстро стандартное содержание программы под Интернет-формат было непросто. Учителя, не привыкшие так работать, ученики, которые тоже не настроены на обучение в сети – все в какой-то мере пострадали, не достигнув качества в своей деятельности. Разница с онлайн-курсами тут колоссальная, так как они изначально направлены именно под удаленный формат подачи информации, продуманы до мелочей.
Также стоит уточнить, что курс в режиме онлайн – не только содержание обычной школьной программы «под цифровым соусом». Знания и информацию в Интернете можно получить почти любые – в профессии, творчестве, для хобби и работы. И доступны они неограниченному числу людей. Вот почему за этим форматом – большое будущее.
Как проходят онлайн-занятия: специфика обучения в Интернете
Формат и наполнение курса в режиме онлайн варьируются от разных моментов: тема, предмет, цель обучения. Например, нужно подготовиться к ЕГЭ – тогда курс будет адаптирован под тестовые особенности и посвящен разбору материалов, которые нужно знать на данной экзаменовке.
Форма подачи материала выбирается в зависимости от задач учителя:
- Лекционную часть удобнее преподнести как видео или подкаст, аудиотрек. Так легче донести теорию. Вот только задать вопросы не получится, если это не прямой эфир. Однако можно прокручивать любые места сколько угодно до понимания и запоминания. Обратная связь обычно осуществляется в комментариях или после прослушивания урока.
- Можно также проводить вебинары – это очень популярная форма взаимодействия с аудиторией. В реал-тайм идет лекция в цифровом мире, показывается презентация с экрана, можно сразу ответить на запросы слушателей. Все как в школе, только все находятся в разных местах.
- Конференция – еще один вариант коммуникации при обучении. Все участники могут общаться по аудио или видеосвязи. Часто такой формат применяется для группового изучения иностранных языков, когда группа небольшая. Куратор или модератор помогают процессу и очередности ответов.
- Скринкаст – часто используемый метод подачи информации. Спикер может демонстрировать свой экран участникам диалога. Это удобно для наглядного обучения, практикума. Применять такую опцию можно везде: в конференции, во время вебинара и лекции.
- Онлайн-игры – геймификационный метод, с которым ученикам интереснее и увлекательнее делать задания в форме квестов, загадок, приключений, головоломок. Это особенно важно для младших школьников, в детском саду, для подростков. Ранние разновидности таких игр выпускались в текстовой форме. Надо было сделать задание, чтобы открыть следующий уровень.
Разновидности онлайн-курсов и как по ним учиться
Современные курсы бывают по составу различными – микро-курсы и продолжительные программы, включают занятия одно- или разнотипные. Например, обучение английскому языку может проходить как конференция и квиз-викторина, а занятия по физкультуре демонстрируются в записи. Также теоретический материал дается для изучения в виде документов с текстами и формулами.
Удобно, что многие школы в сети сейчас дают возможность тестового доступа на несколько дней, чтобы понять – нравится ли стиль преподавания, подходит ли методика обучения. Можно выбирать темп и сложность, сделать акцент на определенных предметах, которые нужно «подтянуть». Еще один важный нюанс: можно общаться с другими учениками, из любой страны или города России, обменяться впечатлениями, получить совет.
Как создать онлайн-курс: время, ?
Самые простые, даже примитивные и базовые курсы можно легко сделать одному. Достаточно собрать материал, качественно смонтировать, продумать детали и опубликовать на сайте или социальной сети. Но если нужен качественный и, тем более, коммерческий курс – потребуется помощь. Нужен как минимум второй человек в качестве редактора и модератора контента, корректора. В записи могут быть досадные ошибки, оговорки, в процессе можно этого не заметить. И со стороны проще оценить подачу материала, самостоятельно встать на точку зрения будущей аудитории не просто.
Количество создателей курса ничем не регламентировано и не ограничено. Если речь идет о запуске серии курсов и классов, для больших групп – то потребуется поддержка программистов, методистов. В большом коллективе специалистов, где каждый делает свою функцию, проще, быстрее и качественнее можно достичь плодотворных результатов.
- Курс небольшой – на 3-5 занятий – можно сделать примерно за неделю.
- Если нужен длительный курс – на семестр или несколько месяцев – то такие проекты займут продолжительный отрезок времени. По мере прохождения обучения методисты могут улучшать и корректировать содержание.
- Для годовых курсов материалы готовят понедельно, так как объем заранее собрать сложно.
Этапы создания онлайн-курса
Процесс работы над обучающей программы – непростой и кропотливый.
Шаги в этом направлении могут быть такими:
- Мозговой штурм, фиксация идей. Обдумывается содержание, цель и формат обучение, придумывается название.
- План работ. Делается макет программы, список тем – они распределяются на определенное число занятий.
- Выработка КТП (календарно-тематического плана). Для этого продумывается конкретный план учебы и график, частота, темы, даты публикации.
- Подготовка контента – начинки самого курса. Пишутся и собираются текстовые материалы, задания, теория и практика, задачи, подбираются фото и видео, аудио, музыка (если необходимо). Записываются видеолекции, составляются конспекты вебинаров. Если используются интерактивные задания – для них пишутся программы. Везде нужны свои профессионалы: видеоредакторы и операторы, программисты, дизайнеры, редакторы.
- Дизайн контрольных материалов для проверки учеников. Это тесты, разнотипные задания, проекты и задачи. В случае ознакомительного курса этой части нет.
- Собирается и анализируется обратная связь от аудитории. Эффективнее собрать специальную фокус-группу, но проще опросить участников и учеников в ходе обучения или в конце курса. Авторы анализируют отзывы, оценивают, насколько слушателям было удобно и понятно делать задания. Также важно собрать статистику – сколько учеников дошли до диплома, окончили курс, интересно ли им и насколько перспективно. Это поможет улучшить и дополнить продукт.
Самые сложные моменты в создании онлайн-курса
Опытные авторы и разработчики поделились своими наработками и проблемными моментами.
- Интересный и оригинальный контент. Важно, чтобы люди платили деньги за уникальную разработку, информацию, которой больше нигде нет. Они хотят получить знания и умения, поэтому учить их должны люди с высокой экспертностью. Должно быть некое оригинальное отличие у конкретного курса, чего нет у аналогов. Например, уникальный спикер, авторитет в своей области, а также удобная подача информации, необычный подход и пр.
- Авторское право. Это юридический момент, потому что информация часто универсальна и доступна, почему люди должны платить за нее? Чтобы не было судебных разбирательств, важно оформить право на информацию, доказать, что курс создавался командой с нуля. Это непростой проект, и важно его также защитить от хищений, от проникновения в открытый доступ. Увы, есть пользователи, которые делают скриншоты, записи и «сливают» все в Интернет. Нужно ставить защиту (знак копирайта), программные блоки от скриншотов и пр.
- Домашние задания. Задавать какие-то упражнения придется почти на всех курсах, и тут важно продумать интересные варианты, чтобы ученики не ушли и не разочаровались, не ленились делать эти задания. Также выполненные задачи должны хорошо показывать, как оценивать работу ученика, это форма обратной связи относительно эффективности курса.
- Интерактивность. Слушатель должен быть увлечен, ему не нужно отвлекаться, зато нужно быть частью происходящего процесса. Добиться, чтобы тебя слушали 20-30 человек, а то и сотни – это талант, к этому должен стремиться любой лектор и преподаватель. Сложность еще и в том, что аудитория не видна – спикер говорит на камеру и реакции не наблюдает, кроме комментариев. А если вопросов слишком много, надо успеть ответить большинству, не сбиваясь с основной темы, в рамках выделенного времени. Нужно отслеживать дискуссии, конфликты в чате, направлять внимание аудитории.
Критерии хорошего курса: как не ошибиться с выбором?
Сейчас в Интернете предлагается чуть ли не миллион курсов на все темы, на любых языках мира.
Чтобы не тратить время и деньги впустую, можно присмотреться к таким моментам:
- Уровень квалификации преподавателей, компетенции (лучше проверить данные в официальных источниках);
- Состав программы. Количество уроков, тематика, частота и наличие заданий, тестов, кто проверяет. Что даст курс в финале – знания, диплом или все вместе? Это нужно уточнить до оплаты.
- Коммуникация с учителем. Наличие обратной связи, готовность помочь, скорректировать обучение слушателя – ценные моменты.
- Комфорт и работоспособность платформы. Сайт не должен глючить, вебинар – «вылетать», опции и кнопки должны быть понятными и рабочими. Если разработчики халтурят – незачем им платить.
- Отзывы выпускников, слушателей помогут заранее понять, качественно ли прошло их обучение.
Сейчас можно выбрать самые разные форматы обучения по любым темам и предметам. Удобно готовиться на онлайн-курсах для определенных задач: к олимпиадам, к ЕГЭ/ОГЭ, для улучшения отметок по конкретным предметам, для поступления в вуз.