Форматы дистанционного обучения
Для создателей, как и для пользователей онлайн-курсов, стоит внимательно выбирать оптимальный формат для успешного преподавания и самообразования. Есть особенности в подготовке материалов и заданий, если преподавание ведется дистанционно.
Разница форматов
Если смотреть на обучающий процесс с точки зрения коммуникации между преподавателями и учениками, то можно поделить взаимодействие на два типа:
- Синхронное: лекции/тренинги/вебинары. Идут в реальном времени, можно слушать и сразу задавать вопросы в чат или в микрофон. Обратная связь не растянута по времени, задания тоже делаются в рамках одного занятия и контролируются ведущим.
- Асинхронное, то есть разделенное по времени. Такие занятия никак не привязаны к конкретной дате, часам и часовым поясам. Можно смотреть записи в любой момент и не волноваться по поводу дедлайна. Домашние задания тут даются на длительный срок или без ограничений, есть чаты и боты для ответов на вопросы, рассылки на электронную почту, видеоуроки, лектории. Можно сколько угодно смотреть и изучать тексты и другие материалы, без прямого контакта с учителем.
Оптимально совмещать два варианта, комбинировать отложенные по срокам задания и прямые эфиры.
По восприятию информации можно поделить форматы на такие:
- Визуальный: презентации, видео, фотогалереи;
- Аудиальный (звуковой): подкасты и также видео и треки, аудиолекции и аудиокниги;
- Тактильный: это не совсем про Интернет-обучение, но если нужно – можно распечатать тексты и другие материалы, если вы кинестетик.
- Дигитальный: инфографика, схемы, картография, таблицы и другие варианты структурированной информации для наглядности.
Так как в группах всегда все люди очень разнотипные, стоит комбинировать разные варианты подачи знаний. Хорошо, когда есть информация в двух вариантах – в аудио и в текстовой версии. Кому-то удобнее слушать треки за рулем или во время домашних дел, другие любят визуально смотреть на страницы и на инфографику. Просто видеоролики требуют времени и внимания, хотя совмещают несколько форматов в одном файле.
Плюсы и минусы разных форматов
Теперь стоит пристальнее изучить особенности разных типов обучения в Интернете, их сильные и слабые стороны.
Видеоуроки
Это наиболее востребованный и популярный вариант преподавания, урок в формате ролика почти заменяет живой контакт. Запись можно делать где угодно: в студии, на природе или на интересующем объекте. Вставить в ролики можно все: от скриншотов и фото до презентаций. Выскакивающие изображения и вставки делают просмотр и запоминание лучше в несколько раз.
Для создания такого качественного контента потребуется немало навыков. Лектор должен уметь логично и понятно излагать информацию, увлекать аудиторию. Этот подход важен, если надо всех познакомить с личностью преподавателя, если он интересен сам по себе как профи. А если он учит практическим вещам (рисованию, скульптуре, творчеству, ремонту) – то без мастер-класса по видео точно не обойтись. Если нужна структурность, то видео может делать на основе презентации и голосовой дорожки.
Плюсы видео:
- За минимальный срок можно донести много информации сжато и интересно.
- Для визуалов это идеальный метод обучения.
- Добавление картинок и инфографики разнообразит ролик.
- Можно смотреть видео сколько угодно, ускорять или замедлять воспроизведение.
Минусы:
- Для хорошей съемки требуется приличная камера, оператор, услуги надо оплатить, как и студию.
- Если сведения из урока теряют актуальность, то надо все переснимать.
- Ораторские способности и умение говорить на камеру, артистизм есть не у всех учителей.
Вебинары
Другой вариант визуальной подачи учебного онлайн-курса, который можно смотреть в моменте, в эфире с преподавателем. Участников нужно пустить на платформу с вебинарной комнатой, там они задают вопросы, слушая лекцию и оставляя комментарии.
Плюсы:
- Полный контакт в живом режиме учителей и учеников, интерактив;
- Можно сразу получить обратную связь, сделать задания с учениками и проверить их успехи;
- Не требуются большие денежные вложения в проведение вебинаров.
Минусы:
- Очень важно найти подходящую платформу, настроить все опции, гарантировать картинку и звук;
- Есть риск технических сбоев, что снижает эффект от обучения;
- Качество сети может подвести и не позволит отдельным людям подключиться для участия.
Лонгриды
Текстовые материалы (лекции, теория, посты, статьи) требуют внимательной проработки и подготовки всех файлов.
Плюсы:
- Применяются тут все виды оформления: текст, картинки, фото, иллюстрации, графика и схемы;
- Открыть и заучить материал можно на любом гаджете в удобное время.
Минусы:
- Нет интерактива, читатель должен самостоятельно освоить материал, применит ли на практике – большой вопрос.
- Для обратной связи нужно делать отдельное анкетирование в конце текста, добавить задания, тесты.
Подкасты
Эта форма преподавания представляет собой прослушивание аудио без изображений и видео.
Плюсы:
- Если нужно что-то повторять, то такой материал подходит прекрасно, особенно для отработки упражнений, для практики на регулярной основе.
- Эти треки удобно слушать за рулем или в процессе других дел, на прогулке, пробежке.
Минусы:
- Нужна хорошая аппаратура, обработка аудиофайлов, качественная компиляция, возможно – аренда студии;
- Желательно владеть голосом и записывать материалы не монотонно, чтобы слушатели не расслаблялись и не отвлекались.
Какой формат выбрать для своего курса?
Перед началом подготовки материалов важно понять – кто наша целевая аудитория. Следует определиться с возрастной группой, родом занятий, требованиями этих потенциальных слушателей. Также надо уточнить, сколько времени потребует учеба, что в итоге получает пользователь конкретного курса, в чем его выгода.
Ориентируясь на эти данные, можно подумать над форматом. У каждого предмета, науки и темы есть свои специфические отличия. Одним предметам лучше учиться именно на базе видеоуроков (мастер-классы по изготовлению чего-либо). Для других обязательно нужны текстовые файлы, картинки, схемы и карты (история, биология, география). Третьим – много подкастов и видео (иностранные языки, музыка).
Идеальный курс обычно охватывает минимум несколько вариантов работы с информацией. Это позволяет гибко подходить к преподаванию, ученики не будут скучать. Например, для видеоурока стоит прибавить краткий конспект в текстах и картинках, тест на повторение. В лонгридах хорошо вставлять съемы и инфографику. Интерактив тоже важен, любопытно и интересно смотреть видеоролики с примерами и пр.
Новинки трендов в онлайн-образовании
Если посмотреть на начало 2023 года, то сильно растет направление наставничества на индивидуальной основе. Групповые курсы тоже востребованы, но проработка персональных возможностей и достижение цели одного ученика также на пике спроса. Учитель может вносить коррективы в курс в ходе обучения, подстроить его под нужды отдельного слушателя.
Для смены профессии, что очень важно в наш динамичный век, люди хотят учиться, но качественно и быстро. Им нужно инвестировать деньги в свою подготовку и отработать вложения. Поэтому длинные курсы лучше разделять, чтобы по модулям отрабатывать по навыку. В итоге за один учебный период (месяц, сезон, год, семестр) ученик сможет освоить конкретные умения и знания.
Удобно, если можно выбирать разные форматы под настроение или под свои особенности. В дороге слушать подкасты, в домашней обстановке смотреть видео и делать задания по текстам.
Также очень трендовое явление – проведение вебинаров. Это можно организовать в Телеграм-канале или соцсетях. Главное – увлечь учеников, постоянно их стимулировать, чтобы они дошли до конца обучения.
Элемент геймификации, развлекательные приемы также очень востребованы. Такая механика мотивирует и вызывает интерес, легче поддержать веселую атмосферу в группе. Пройти обучающие программы можно в самом разном формате, учиться онлайн сегодня очень интересно и выгодно, доступно для всех.