3 формы домашнего обучения: в чём разница, плюсы и минусы
Сегодня школьникам предлагают самые разные варианты подготовки: в семье, в удаленном режиме или с учителями на дому. В чем же отличие, если ребенок в любом случае готовится дома? Но, по сути, это очень разные подходы к преподаванию. Стоит присмотреться к особенностям каждой формы обучения: у них есть свои плюсы и минусы.
Официальные формы получения образования
Если обратиться к законодательной базе, то закон «Об образовании в РФ» в ст. 17 можно увидеть такую формулировку: «В России можно получить стандартное образование в специализированных учреждениях, а также вне этих организаций – в варианте семейной подготовки либо путем самообразования». Есть критерий общего обязательного образования в России – это базовая школьная программа с 1 по 9 классы включительно (см. ст. 66 ФЗ «Об образовании в РФ»). Это требование касается каждого российского гражданина.
Обучение по программе сегодня можно проходить на выбор: очно/заочно/очно-заочно. То есть вполне можно по желанию не посещать школьное заведение, а проходить программу дома, с родителями или репетиторами. И в другие заведения можно также не посещать лично – до конца 9 класса. Самообразование допускается для освоения программы 10-11 класса.
Как же можно учиться дома? По-разному, и здесь начинаются отличия между вышеназванными видами надомного обучения. Разница заключается в юридической стороне и в плане отношений со школьным учреждением.
Семейное обучение и его особенности
Данная форма подготовки подразумевает получение знаний по стандартным учебным программам происходит вне стен школы. Это добровольный и сознательный отказ от очного обучения в школе, семья сама берет на себе ответственность за подготовку детей. Аттестат государственного образца они точно получат после сдачи итоговых испытаний.
Почему детей переводят на домашний формат? Причины могут быть разными:
- Недовольство обстановкой в школе, качеством работы учителей;
- Конфликты в классе, проблемы в школе;
- Особенные способности у детей, потребность в индивидуальном развитии в форсированном или щадящем режиме;
- При занятиях детей профессиональным спортом, актерской карьерой, когда нужен индивидуальный график обучения;
- Семья вынуждена часто переезжать, живет за рубежом.
Почему бы не начать учиться в удобном формате и подходящем темпе, если это позволяет законодательство?
Как перейти на семейный формат обучения
Для официального перехода на домашние занятия нужно уведомить органы МСУ (органы народного образования), выбрать школу, где будут проходить итоговые тесты или экзамены. Затем нужно организовать процесс обучения ребенка. За это отвечают родители. Кстати, в некоторых российских регионах есть компенсация в материальной форме за такую нагрузку.
Также выручит онлайн-школа (например, «Фоксфорд»). Это отличный, отработанный формат подготовки ребенка на дому, возможность активно и дисциплинированно заниматься, общаться с учителем по Интернету, как и со сверстниками.
Преимущество такой школы – в профессионализме преподавателей. Ведь родителям сложно быть специалистами по всем предметам. Между разными науками можно просто разорваться, даже если мама или папа располагают большим запасом времени и сил. А в онлайн-школе ведут все занятия дипломированные специалисты, персональные наставники и репетиторы. Они разрабатывают интереснейшие, интерактивные и увлекательные уроки, мотивируют своих учеников и прокачивают их личные навыки. К тому же можно попробовать поучиться бесплатно первую неделю и принять решение – учиться дальше или нет.
Достоинства и недостатки обучения на дому
Плюсы семейного обучения:
- Данный формат – полноценный для получения образования, если подойти к этому ответственно;
- Расписание и содержание – гибкие, дают немало свободы по графику и выбору предметов, по подбору школы для финальной аттестации;
- Такой сценарий общедоступен, ограничений нет;
- Можно обеспечить детям качество знаний и нужный темп подготовки, учесть индивидуальные интересы, потребности;
- Нет географической привязки к конкретной школе и коллективу учителей.
Есть ли минусы? Да, конечно, у семейной формы подготовки найдутся и противники.
Они видят недостатки такого плана:
- Обучение без надзора может привести к отсутствию дисциплины. Родители могут дать слишком сильные послабления и не всегда удачно отладить повседневный учебный процесс;
- Семейная форма обучения в России для многих является новинкой, чем-то непонятным, малознакомым. Часто приходится объяснять сверстникам, знакомым – почему ребенок учится дома? И почему это законно и нормально.
Надомное обучение – еще одна форма подготовки
Теперь стоит обучить формат надомного обучения – когда процесс прохождения программы обеспечивается дома, но при участии школы. То есть это не самостоятельное получение образования.
Конечно, формы семейного и надомного обучения нередко путают. Оба варианта подразумевают занятия дома. Но это бывает вынужденной мерой – при болезни, инвалидности, разных особенностях детей. Учителя приходят проводить урок домой, а зарплата им начисляется в школе, через управление образованием.
Если у ребенка нет ограничений по интеллекту, физическим параметрам, то он может спокойно проходить с учителями обычную школьную программу. Это удобно, когда по часам требуются капельницы, уколы, перемещение возможно на костылях или инвалидной коляске. Согласно законодательству, если дети-инвалиды не могут посещать школу, то подготовка по всем школьным программам будет организована дома или в стенах больницы.
В этом случае ребенок формально, но все же относится к «контингенту» конкретной школы. Ему дают учебники, он должен сдавать все тесты, экзамены, контрольные работы. Он может приходить на мероприятия или любые уроки по возможности, желанию. Если есть необходимость и возможность – применяются онлайн-технологии, обеспечивается дистанционное образование.
Существует перечень детских заболеваний, которые верифицированы Минздравом как обоснование для надомного обучения. Для перевода на такой формат ребенок должен получить итоги экспертизы после медкомиссий, также необходимо заявление от родителей или опекунов. На основе этих документов издается приказ для школы – организовать учебный процесс в домашних условиях. Также официально утверждается план и состав занятий, выбираются учителя для подготовки дома.
Достоинства и недостатки надомного формата учебы
Плюсы надомного обучения:
- Больные дети, инвалиды могут проходить общую программу в средней школе, не в специнтернатах;
- Это удобно с точки зрения эффективности подготовки, ребенок не отстанет по программе, если долго лежал в больнице, после травмы, болезни.
Минусы тоже имеются:
- Этот формат доступен только при официальном заключении комиссии и при конкретных диагнозах, группах инвалидности, в ходе продолжительной реабилитации и пр.;
- Учебный план может включать только базовые предметы, не дополнительные и факультативные. Например, по ОБЖ и трудам не аттестуют.
- Учителя не очень заинтересованы ходить на дом к инвалидам, могут пренебрегать своими обязательствами.
- Нет социализации – ребенок отрезан от коллектива.
Как видим, минусов больше, но мера эта – переход на домашнее обучение при болезнях – часто вынужденная. Инструкция: как перейти на семейное образование, поможет правильно и качественно создать условия для домашнего обучения. «Хоумскулинг» (как его называют за рубежом) может быть успешным и комфортным, если придерживаться простого алгоритма.
Дистанционное обучение: третий вариант подготовки дома
Теперь стоит обсудить формат дистанционной учебы в школе. Это одна из версий реализации стандартной программы, когда ученики и учителя общаются по видеосвязи. Задания выполняются в режиме онлайн, тексты и материалы выдаются в электронном виде, как и домашние работы. Но итоговые аттестации надо сдать очно.
Снова наблюдается путаница между семейным и дистанционным форматом. Это происходит потому, что родители подписывают детей на онлайн-курсы. Сами мамы и папы уроки не проводят – это делают специалисты в удаленном режиме – в скайп-сессии, в форме вебинара.
Если смотреть с юридической стороны, то такой формы получения основного образования нет. Фактически дети находятся на обучении на дому или в семье и используют новые технологии дистанционного образования. Такие технологии включают использование компьютера и других информационно-телекоммуникационных средств связи, сетей для контактирования педагогов и учеников (см. ст.16 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Порядок использования и внедрения дистанционного формата уже с 2014 года регламентирован Минобрнауки. Чаще всего сегодня эта форма важна для детей-инвалидов, для обучения детей в очень отдаленных регионах и населенных пунктах.
Плюсы дистанционного школьного обучения:
- Можно не ходить в школу ежедневно. Это актуально для детей со слабым здоровьем, если школа очень далеко, есть острая климатическая или инфекционная ситуация в районе;
- Наличие компьютера и Интернета обеспечивают детей всеми инструментами получения знаний;
- Условия свободные и комфортные, график обучения и перерывов удобный, перемены становятся длиннее, форма одежды неважна;
- Присутствие в онлайн-комнате означает ненужность перекличек и дисциплинарных мер.
Минусы:
- Дистанционные технологии технически доступны не всем и не везде, в основном в коммерческих заведениях.
Выводы
Итак, современные российские школьники могут учиться как в обычной школе, так и за ее пределами. Формы – очная, заочная и очно-заочная, в условиях семьи или самообразования.
Важно, что семейный вариант подготовки школьников разрешен и установлен на уровне федерального законодательства. Поэтому все желающие могут поменять стиль обучения, если в средней школе что-то не нравится либо обстоятельства вынуждают изменить условия изучения программы. Да, сейчас еще путают семейное, надомное и дистанционное образование, но это вопрос времени и практики. Удаленная учеба, использование Интернета и гаджетов, онлайн-курсы часто очень выручают в сложной ситуации. Для многих детей это спасение, а для родителей – решение важного вопроса, если с обычной школой не складываются отношения, грядут переезды.